Как люди читают с экрана

F for fast. F - для скорости чтения

Сегодня уже установлено, что люди с экрана читают не так, как по книге. Принцип чтения с монитора, экрана компьютера, планшета - иной.  Это одно из наиболее впечатляющих открытий современного времени, которое сделал учёный и писатель Якоб Нильсен. Он провёл исследование и выяснил, как люди читают в сети. 

В своем революционном исследовании движения глаз при чтении (2006 год, Nielsen, J. F-Shaped Pattern for Reading Web Content. Useit.com. 17 April, 2006. www.useit.com/alertbox/reading_pattern.html) он изучил поведение 232 пользователей интернета. 

Испытуемые просмотрели сотни страниц, и Нильсен пришел к выводу, что их поведение в процессе чтения в основном неизменно. Не имело значения, какой именно просматривался сайт или какая перед пользователем ставилась задача, —  результат всегда был один и тот же. 

Движение глаз и скорость приёма информации респондентами оказалась огромной: всего за несколько секунд человек уже успевает составить мнение и понять, что здесь, на данной конкретной странице, написано.

Итак, наиболее часто встречающаяся схема движения взгляда при чтении выглядит как буква F величиной во весь лист. 

Если говорить о картинке, то это похоже на флажок.

Сначала пользователи читают по горизонтали, обычно пробегая взглядом вдоль верхней части контента, то есть по верхней перекладине буквы F.

Затем взгляд человека немного спускается вниз по странице и снова движется по горизонтали, но это движение уже немного короче предыдущего. Это нижняя перекладина буквы F.

Ну и в конце концов пользователь сканирует левую сторону контента (начало строчек) сверху вниз. Так получается вертикальная палочка буквы F.

На рисунке представлено три типа чтения страниц людьми, слева направо: страница "О нас" на корпоративном сайте, описание продукции (страница интернет-магазина), выдача результатов в поисковой система.


Хотите создать в интернете страницу, оптимальную для чтения человеком? Думайте, как расположить информацию так, чтобы она располагалась у вас на странице именно по этому принципу! Задача для хорошего дизайнера (или верстальщика).

Иногда пользователи пробегают взглядом треть страницы, — тогда этот маршрут скорее напоминает букву E, а не F.

Иногда схема движения взгляда похожа скорее на перевернутую букву L. 

Как эти знания могут помочь вашему контенту? Разместите наиболее важный текст в тех зонах, которые гарантированно сканируются взглядом.

Замечательно, что и в этой области проводятся серьёзные исследования - они дают нам лучше понять самих себя, свои реакции и привычки. А также сделать выводы и улучшить свои сайты!