Как ввести игровые элементы в бизнес

Об элементах геймификации бизнеса. Какие именно механизмы и как можно применять.

Очки

Набор очков - то, что понятно каждому, даже не-геймеру. Есть множество видов систем, использующих очки. Например:

  • Очки опыта (experience points, XP) отслеживают опыт с течением времени
  • Деньги. Валютные очки, которые вы можете накапливать и тратить. В интернет-магазинах это, например, баллы за покупку.
  • Репутация. Эти очки влияют на отношение к вам.
  • Умения. Эти очки означают ваши способности в конкретной области.
  • Карма. Такие очки вы можете накапливать, помогая другим безвозмездно.

Геймификация - целая продуманная система...

... состоящая из множества отдельных элементов.


Создание правильной системы очков может оказаться сложным, но практически все геймифицированные системы основываются на очках опыта. Даже если у вас нет виртуальной валюты, очки опыта помогут вам отслеживать поведение пользователей с течением времени. Желание вести счет (и делиться комментариями) - естественны для человека, они являются важными инструментами геймификации.

Бейджи (достижения)

Бейджи — это значки, которыми отмечают взятие конкретной цели. Вехи, верстовые столбы, знаменательные события.

В игровой механике они входят в общую категорию «достижений». 

Знаки отличия - популярная часть геймификации. Уже давно военные и скауты активно использовали этот подход. Все виды достижений притягательны, потому что их получение дает человеку возможность почувствовать себя успешным и состоявшимся, позволяют выделиться на фоне остальных, стать заметным.

Некоторые пользователи проявляют тягу к собирательству, и значки позволяют им создавать разные коллекции.

Значки должны быть хорошо проработанными и оригинальными, чтобы максимально повысить интерес пользователей.

Уровни

Уровни — это структурированная иерархия прогресса. Пример - «бронза», «серебро» и «золото». Уровни нужны, чтобы дать чувство продвижения к вершине.

В сочетании с «картой мира» — которая помогает понять, где уровень находится в общей иерархии и как продвинуться дальше (и не опуститься ниже), — уровни могут быть полезны для краткого пояснения того, как работает система продвижения и чего в ней можно достигнуть.

Уровни и значки имеют много общего, но уровни — мощный инструмент, который бывает особенно полезен при проектировании системы со сложной внутренней структурой (служебная иерархия).

Таблицы лидеров

Таблицы лидеров предназначены для демонстрации результатов пользователей, отсортированных в порядке убывания от наибольшего количества очков к наименьшему. Оказаться вверху - заманчиво для всех.

Таблицы и списки уже настолько укоренились в нашей культуре, что обеспечивают мгновенное понимание положения — и это может стать мощным стимулом к стремлению чего-то достичь. Но иногда они оказываются и препятствием, особенно если отображают только 10 или 20 лучших игроков, догнать которых просто нереально. Те, кто только вступает в игру, могут оказаться обескуражены. Ведь пользователи не могут понять, сколько времени и усилий займет продвижение в «топ». Желание пробиваться зависит от характера - кто-то будет сражаться, а кто-то - нет, так что эту систему лучше подкрепить ещё чем-то привлекательным для пользователей.

Награды

Награды - практически самое главное, люди говорят именно о них, именно на них и идут. Наиболее понятная для восприятия модель описывается акронимом СДВВ (SAPS):

Статус. Использование таких инструментов, как титулы или уровни, обозначенные разными цветами.

Доступ. Предоставление исключительных возможностей, например обеда или автографа знаменитости.

Власть. Осуществление контроля над другими людьми в реальном или виртуальном мире, например роль лидера команды.

Вещи. Получение бесплатных вещей, включая призы от компании, деньги и подарочные карты.

Это список возможных вознаграждений, ранжированный в порядке от наиболее до наименее привязывающих и от самого дешевого до самого дорогого. Одним из преимуществ следования этому подходу является существенное сокращение  постоянных расходов на программы мотивации. 

Геймифицированные системы во многом опираются на психологические и виртуальные награды за определённое поведение и достижения, в отличие от стандартных систем стимулирования, таких как предложение наличных денег и призов (вещей). Удивительно, но большое количество геймифицированных систем обеспечили невероятные результаты при минимальном или даже совсем  отсутствующем денежном стимулировании. Главное — выстроить соответствие между игроками, компанией и системой. Понятное, интересное, с возможностью достичь результата. Но такие системы действительно сложно продумывать. Особенно учитывая тот факт, что они должны работать и развиваться годами.