Поисковая оптимизация (SEO)

Поисковая оптимизация (search engine optimization, SEO) — комплекс мер для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей.

Чем выше позиция сайта по какому-либо запросу в результатах поиска, тем больше заинтересованных посетителей переходит на него с поисковых систем. Например, компания, занимающаяся установкой пластиковых окон, заинтересована быть как можно выше по запросу "пластиковые окна", и т.п. То же касается любых других запросов - от названий услуг до товаров и брендов.

При анализе эффективности поисковой оптимизации оценивается стоимость каждого полученного сайтом целевого посетителя. Сколько вам стоил каждый посетитель?

Современные поисковые системы учитывают множество параметров сайта при вычислении его релевантности (степени соответствия введённому запросу), причём сложность постоянно усложняется.

Все факторы, влияющие на положение сайта в выдаче поисковой системы, можно разбить на внешние и внутренние. Но до конца их знают только "инсайдеры" - те, кто работает в поисковых системах, причём на высоких должностях. Все остальные - гадают, размышляют, анализируют, делают свои выводы.

К внутренней оптимизации сайта относится работа, направленная на общее повышение качества сайта. Количество и качество контента, удобство работы с сайтом, и т.п. Значение общего количества таких факторов в большинстве источников сегодня колеблется в районе 200.

Внешние факторы оптимизации - цитируемость, авторитетность сайта, и другие факторы, которых тоже очень много.

Методы внешней поисковой оптимизации:

  • Регистрация в интернет-каталогах
  • Регистрация в каталогах поисковых систем
  • Обмен ссылками, в том числе - покупка ссылок
  • Размещение статей на других ресурсах со ссылкой на свой ресурс
  • Социальные сети и продвижение в них
  • Пресс-релизы в интернет-СМИ
  • Создание и ведение блогов со ссылками на основной проект

Лицо, проводящее работу по оптимизации веб-сайтов, называется оптимизатор. Редко какая компания имеет такую отдельную должность, в основном нанимают оптимизаторов со стороны или кто-то в компании занимается оптимизацией параллельно с другой задачей.

Существуют SEO-сервисы, позволяющие облегчить труд оптимизаторов и дать владельцам сайтов возможность продвигать их самостоятельно.

Для многих вебмастеров продажа ссылок и статей сегодня - существенный источник дохода.

Понимают рейтинг сайта:

  1. не уникальный контент (тако что копирование сегодня не имеет смысла -  будет только хуже)
  2. технологии, которые поисковики рассматривают как спам
  3. слишком большое число внешних ссылок или резкое прибавление их количества, не похожее на естественный рост
  4. накрутки поведенческих факторов

В середине 1990-х поисковая оптимизация только появлялась, тогда поисковые системы придавали большое значение тексту на странице, ключевым словам и другим внутренним факторам, которыми владельцы сайтов могли легко управлять без вложений. Поэтому выдача многих поисковых систем сильно пострадала, резко снизилось качество работы поисковиков. С появлением технологии PageRank и затем других больше веса стало придаваться внешним факторам, что помогло Google выйти в лидеры поиска в мировом масштабе, затруднив оптимизацию при помощи одного лишь текста на сайте. Сегодня очень важны не только внутренние факторы, но и поведенческие, так что манипулировать поисковиками становится всё труднее. Точнее, это уже невозможно: если ваш сайт плохой, его ничто не спасёт. Тем более что сегодня любой пользователь при желании может легко пожаловаться на сайт, на спам, и т.п.

Оптимизация развивается вместе с поисковыми системами, сегодня в результатах поиска можно видеть много коммерческих сайтов с искусственно раздутой популярностью, особенно по коммерчески привлекательным запросам (транзакционные запросы). Поисковики вынуждены решать и эту проблему тоже. Далеко не всегда пользователь хочет видеть в выдаче одни только магазины: нужны и обзоры, аналитические материалы, которые не продвигаются, и которые сегодня почти пропали из поиска. будем надеяться, ситуация выровняется. как - сказать трудно, поскольку ссылки давно стали предметом торговли, сегодня редко их ставят "по доброте душевной", и простым, но полезным сайтам, не раздуваемым специальными средствами продвижения, становится всё труднее пробиваться сквозь ряды сайтов и магазинов, продвижение которых оплачивается постоянно.

Любая манипуляция параметрами сайта расценивается поисковиком как крайне нежелательное влияние на его результаты. Любая попытка манипулирования поисковыми результатами прямо запрещена в лицензии на использование поисковой системы «Яндекс».

«Белые» оптимизаторы и маркетологи пользуются рекомендациями Яндекса и других поисковиков по созданию «хороших» сайтов. Таким образом, маркетологи продвигают сайт, не нарушая правил поисковых систем.

Более широкое понятие: Поисковый маркетинг (Search engine marketin - SEM).

Белая оптимизация

Белая оптимизация — оптимизаторская работа над ресурсом без применения запрещённых поисковиками методов раскрутки ресурса — то есть без влияния на поисковые алгоритмы сайтов.По сути, это просто постоянная работа над самим сайтом и его улучшением, а также работа по наращиванию авторитета сайта.

Это также внешнее продвижение сайта путем обзоров, пресс-релизов, регистрации в социальных закладках, партнёрских программах и т.п. с указанием ссылок на сайт.

Серая оптимизация

Этот метод уже не одобряется поисковиками, и, при жалобах, ваш сайт может упасть в выдаче. Серые манипуляции с сайтом - это добавление большого количества ключевых слов, иногда настолько, что читать становится трудно. 

При этом оптимизация заключается сначала в подборе ключевых запросов для конкретной веб-страницы, написание специального «SEO-текста» с необходимой частотой ключевых слов в нём, а затем в составлении предложений и фраз, содержащих в себе ключевые запросы определённое количество раз в разных падежах, единственном и множественном числе, в разных формах глаголов. Такой тексте не всегда читаем.

Задача SEO-копирайтера — написать оригинальный текст таким образом, чтобы подобная оптимизация была как можно менее заметна «живому» читателю.

Применяется также включение ключевого запроса в HTML-теги title, h1, alt, атрибут meta keywords, и т.п. технические работы.

Серая оптимизация официально не запрещена, но её использование всё равно может быть расценено поисковыми системами как неестественное завышение популярности сайта. Google и другие могут заблокировать такой сайт. Конечное решение принимает специалист — модератор поисковой системы, а не программа.

Чёрная оптимизация

К чёрной оптимизации относятся все методы, которые противоречат правилам поисковых систем, а правила - известны, их можно почитать на сайтах поисковиков. 

Запрещено использование дорвеев (страниц и ресурсов, созданных специально для роботов поисковых систем, клоакинг (пользователю отдаётся одна страница, а поисковому роботу — другая, оптимизированная под запросы), использование скрытого текста на страницах сайта, использование «однопиксельных ссылок», и многое другое. Поисковые системы развиваются, и появляются новые правила, которые нужно отслеживать.

Полезные ссылки для вебмастеров и оптимизаторов:
Литература
  • Байков Владимир Дмитриевич. Интернет. Поиск информации. Продвижение сайтов. — СПб.: БХВ-Петербург, 2000.
  • Крохина О. И., Полосина М. Н., Рубель А. В., О. И. Сахно, Селин Е. В., М. С. Ханина. Первая книга SEO-копирайтера. Как написать текст для поисковых машин и пользователей. — М.: «Инфра-Инженерия», 2012.
  • Кристиан Дари, Джейми Сирович. Поисковая оптимизация сайта (SEO) на ASP.NET для профессионалов. Руководство разработчика по SEO = Professional Search Engine Optimization with ASP.NET: A Developer's Guide to SEO. — М.: «Диалектика», 2008.
  • Питер Кент. Поисковая оптимизация для чайников, 4-е издание = Search Engine Optimization For Dummies, 4th Edition. — М.: «Вильямс», 2011. 
  • Евдокимов Николай Владимирович, Лебединский Игорь Владимирович. Раскрутка веб-сайта: практическое руководство по SEO 3.0. — М.: «Вильямс», 2011.
  • Анар Бабаев, Николай Евдокимов, Михаил Боде, Евгений Костин, Алексей Штарев. Раскрутка. Секреты эффективного продвижения сайтов. — СПб.: Питер, 2013.