Хеджер - кто это такой?

Хеджирование

Хеджер (hedger) — вид участников биржевой торговли, цель которых - совершение операций на бирже и защита от риска изменения цены. Совершает на бирже операции хеджирования. Для операций хеджирования используют фьючерсы и опционы — стандартные биржевые контракты.

В качестве хеджера обычно выступает продавец или покупатель реального актива (товар, валюта, ценные бумаги). Заключив сделку на поставку или получение актива в будущем, он старается с помощью операции хеджирования на бирже защитить себя от возможного неблагоприятного изменения цен к тому моменту, когда наступает момент расчёта за поставку/получение товара.

Стратегии хеджеров с помощью фьючерсов

Хеджер - продавец

Представим себе производителя дизельного топлива, который в январе планирует свою деятельность и считает, что текущая цена дизельного топлива с поставкой в летние месяцы обеспечивает ему издержки производства и прибыль. Но он опасается, что к лету эта цена может понизиться. Не имея в январе реального товара, он продает еще не произведенный товар в количестве, которое соответствует его возможностям: 100 контрактов по 42 000 галлонов каждый, цена с поставкой в летние месяцы 50 центов за галлон. Проходит время, летом цена на наличное дизельное топливо действительно понижается. Однако хеджер не несет убытки, т.к он закрывает свою позицию продавца на бирже по более низкой цене.

Суммарный доход производителя дизельного топлива от продажи на рынке реального товара и от операций хеджирования на бирже составляет 2100 тыс.долл. Средняя цена реализации дизельного топлива с учетом биржевых операций составила 50 центов за галлон, то есть выше целевой цены.

Хеджирование продажей применяют также торговые посредники-перекупщики.

Хеджер - покупатель

Наряду с производителями реального товара или торговыми посредниками-перекупщиками, которые страхуются от снижения цены, хеджерами на бирже являются также потребители реального товара, переработчики, которые страхуются от повышения цены.

Разберём пример.

Кабельный завод заключил контракт на продажу кабеля с поставкой через 5 месяцев. При этом при согласовании цены продажи в 1500 ф.ст. за тонну было заложено, что медь стоит 1000 ф.ст. за тонну, а чистая продукция для предприятия, включая прибыль, составляет 500 ф.ст. на каждую тонну. 

Для выполнения заказа предприятию необходимо 2 месяца, поэтому сырье (вайербарсы) понадобится через 3 месяца. Предприятию невыгодно хранить у себя на складе сырье для переработки лишние три месяца (расходы по хранению, кредитованию). 

В то же время есть опасность того, что через 3 месяца, когда понадобится медь, цены на неё могут возрасти, и предприятие соответственно не получит планируемой, заложенной в цене кабеля, прибыли. Опасаясь возможного повышения цены на медь в вайербарсах, кабельный завод закупает на бирже фьючерсы с поставкой через три месяца по цене 1020 ф.ст. за тонну, то есть цена наличной меди + контанго. 

Через три месяца, то есть тогда, когда заводу понадобится сырье для производства кабеля, цена на наличную медь возрастает до 1100 ф.ст. за тонну. Предприятие вынуждено покупать медь по цене 1100 ф.ст. за тонну, уменьшая чистую продукцию, в том числе и прибыль, на 100 ф.ст. на каждой тонне (1500—1100), то есть 400 вместо планируемых 500. 

Однако благодаря операции хеджирования на бирже завод компенсирует большую часть потери разницей в цене на бирже.

Таким образом, при хеджировании покупкой на бирже удается уменьшить возможные потери от увеличения цены

В случае уменьшения цены, например до 900 ф.ст., потери от ликвидации фьючерса путем продажи по более низкой цене компенсируются дополнительной прибылью на рынке реального товара. 

В ситуации бэкуордейшн предприятие-переработчик может за счет изменения цен не только обезопасить себя от повышения цены, но и получить дополнительную прибыль.

При хеджировании покупкой хеджер получает дополнительную прибыль в любом случае изменения цены. Эта прибыль равна разнице в цене на наличный товар и будущий товар.

Стратегии хеджеров с помощью опционов

Сравним варианты подстраховки от ценовых рисков на примере производителя меди. 

Допустим, целевая цена производителя меди, при которой он покрывает издержки производства и получает среднюю прибыль, составляет 2000 долл. за тонну. В ситуации контанго цена за наличный металл составляет 2000 долл. за тонну, с поставкой через 3 месяца — 2020 долл. за тонну; цена 3-месячного опциона — 2050 долл. за тонну, размер премии 100 долл. (в расчете также на тонну).

Предположим, предприятие находится на реконструкции, и продукция поступит на рынок только через 3 месяца. Чтобы предотвратить возможные убытки от снижения цены, предприятие может применить различные варианты хеджирования: путем классического хеджирования продажей путем приобретения опциона на продажу; путем продажи опциона на покупку либо другим способом. 

При использовании разных вариантов хеджирования могут быть получены разные результаты.

Результаты расчетов показывают, что если производитель не будет использовать хеджирование, то в случае падения цены ниже 2000 долл. за тонну он будет нести убытки и разорится. Применяя классическое хеджирование продажей, он фиксирует прибыль, заложенную в цене 2000 долл. за тонну, плюс дополнительная прибыль, равная стоимости контанго.

Применяя хеджирование с помощью приобретения колл-опциона, хеджер может получить значительно большую выгоду в случае роста цен, так как он продает реальную медь по цене выше, чем цена опциона (страйк прайс).

Свое право на продажу по цене 2100 долл. за тонну он, естественно, не использует, так как опцион на продажу «без денег». В то же время, приобретя опцион на продажу (пут-опцион), он гарантировал для себя минимум прибыли (в нашем случае минимум убытков в 50 долл. за тонну) независимо от того, как низко упадут цены.

Источник:

Стровский Л.Е., Казанцев С.К., Паршина Е.А. и др. Коммерческие операции на международных биржах, торгах аукционах // Внешнеэкономическая деятельность предприятия / Под ред. Л.Е. Стровского. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — С. 622-632. — 847 с. — ISBN 5-238-00291-2.