Планировка улиц

Улицы и их иерархия

При проектировании системы улиц нового земельного участка надо помнить, что роль улицы в создании благоприятной среды в городском районе так же важна, как и её транспортная функция, и построенные здания, их тип и качество. 

Схема расположения улиц и их функции должны быть понятными людям, которые ими пользуются. Тем, кто здесь будет жить и тем, кто будет приезжать сюда на работу.

Улицы бывают: местного значения, магистральные районного значения (также проспекты или авеню) и магистральные общегородского значения (в том числе скоростные автострады).

Магистральные улицы общегородского значения

Главное назначение таких улиц - в том, чтобы обеспечить мобильность (движение транспорта с максимально высокой скоростью, разрешённой в данном регионе).

Переплетение дорог: железнодорожных путей, обычных улиц...
В жизни человека и города, страны, таких пересечений - множество.


Эта функция очень важна: обеспечение доступа к объектам, которые выходят на эти улицы, таким как жилые дома или торговые здания.

Магистральные улицы районного значения

Связующее звено между магистральными улицами общегородского значения и улицами местного значения.

Обычно на них приходится 5–10% от общей протяжённости улиц в районе новой застройки.

Вдоль новых магистральных улиц районного значения часто строят активно используемые объекты недвижимости: коммерческие центры, учреждения и многоквартирные дома. Удобный доступ к зданиям с этих улиц - важное преимущество.

Улицы местного значения

На них приходится около 90% общей протяжённости улиц в новых районах. Эти улицы предназначены для обеспечения доступа к жилым домам, которые на них выходят. 

Улицы местного значения во многом определяют его внешний вид, они должны быть благоустроены.

Детали дизайна в обустройстве маленьких улочек могут нести и неожиданные элементы.


Эти улицы становятся основой для сетей пешеходных и велосипедных дорожек.

Для большинства улиц местного значения оптимальная ширина проезжей части составляет 7,3–7,9 м*. Этого достаточно для организации двух полос для парковки автомобилей и одной полосы движения или одной полосы для парковки и двух полос движения.

Для улиц с меньшей интенсивностью движения и ограничениями на парковку оптимальная ширина проезжей части составляет 6,7–7,3 м.

На улицах с низкой интенсивностью движения, не рассчитанных на парковку, оптимальная ширина проезжей части составляет 5,5 м.

* Нормативы, актуальные для США.

Незначительное увеличение проезжей части не приводит к повышению пропускной способности улиц, но способствует увеличению скорости движения. На местных улицах это не нужно, так что не делайте ширину улиц больше, чем минимально необходимая. Лучше предусмотреть отдельные велосипедные дорожки.

Слишком широкие улицы не создают ощущение уединённости и уюта.

Проектирование улиц

Магистральные улицы жилых районов необходимо проектировать в расчёте на более высокую скорость движения, чем улицы местного значения, чтобы создать условия для беспрепятственного движения автотранспорта.

Ширина улицы не обязательно должна быть одинаковой по всей её протяжённости. 

Некоторые элементы дизайна улиц иногда становятся сигналами о том, что в здесь происходит нечто интересное, есть что посмотреть. Например, расширенная боковая дорожка - можно остановиться и перекусить; площадка для временной стоянки.

Жилые улицы должны обеспечивать безопасное и эффективное движение транспортных средств и пешеходов, а также создавать приятную обстановку - уютную и уединённую.

Жилые улицы должны иметь подходящий облик и масштаб. 

Характер старых районов обычно определяют старые деревья, которые растут вдоль улиц и кроны которых образуют над ними навес. Это прекрасные улицы, и за деревьями здесь нужно ухаживать, чтобы они радовали живущих здесь людей как можно дольше.

Старые деревья на переплетениях улиц.


Районы с более широкими улицами, на которых нет больших деревьев, производят совсем другое впечатление. 

Вертикальные элементы (деревья, фонарные столбы), а также оградительные тумбы могут играть даже более важную роль, чем проезжая часть, в обеспечении безопасности пешеходов и защиты малоэтажных зданий.

Прямые улицы с прямоугольными кварталами создают более урбанистический вид, а в случае криволинейных улиц кварталы имеют неправильную форму, что создает ощущение уюта, загадки, таинственности, и новых открытий. В одном городе могут сочетаться как те, так и другие улицы.